Во вторник, 1 июля, чиновники мэрии впервые проехали на велосипедах по центральным улицам города, чтобы вместе с активистами движения «ВелоВоронеж» определить контуры первого веломаршрута областного центра. Участники трехкилометровой велопрогулки от площади Ленина до остановки «Политехнический институт» на Московском проспекте узнали, чем мешают друг другу велосипедисты и маршрутные автобусы, как можно оградить будущую велополосу от любителей парковаться не по правилам и где велосипедистам все-таки придется въезжать с дороги на тротуар.
Исполнять поручение мэра Александра Гусева - нарисовать план будущей городской велоинфраструктуры - отправились представители четырех городских управлений: дорожного хозяйства, главного архитектора, транспорта и спорта. К месту встречи с общественниками у Кольцовского сквера четыре чиновника пришли в строгих брюках и светлых рубашках. Перед поездкой лидер движения «ВелоВоронеж» Игорь Титов через соцсети попросил своих сподвижников поддержать деловой дресс-код, чтобы не смущать представителей муниципальной власти. Однако в итоге в костюме явился лишь он сам. Велоактивисты и журналисты, сопровождавшие рабочую группу, предпочли более свободный стиль. Зато общественники привезли коллегам по рабочей группе велосипеды из одного из городских прокатов. Своих байков у чиновников не было.
Прямо на площади Ленина участники рабочей группы измерили ширину крайней правой полосы улицы Плехановской в сторону Московского проспекта. Проезжавших мимо водителей вид людей, ходивших с рулеткой по проезжей части, удивил, однако сигналили лишь единицы. Замеры заняли совсем немного времени.
Расстояние от линии разметки до тротуара составило всего 4 метра. По словам измерявших, этого мало, чтобы в будущем нарисовать велополосу шириной в полметра. Ведь тогда остаток автомобильной полосы окажется слишком узким для крупных пассажирских автобусов. Участники рабочей группы сошлись на том, что здесь велосипедисты проедут по более просторному тротуару – он вполне может превратиться в велопешеходную зону. Именно по ней полтора десятка велосипедистов, наконец, отправились в путь.
– С учетом нашей застройки и пробок не всегда можно выделить полосу на проезжей части, поэтому самый оптимальный маршрут проходит частично по тротуарам, частично по дороге, - рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» представитель управления дорожного хозяйства Александр Бабкин.
Еще одной проблемой, с которой столкнулись участники велорейда, стали автобусные остановки. Между ними велосипедисты могут двигаться относительно спокойно - если, конечно, не брать во внимание автомобили, часто припаркованные не по правилам. Однако там, где общественный транспорт высаживает пассажиров, велополоса не может идти только по проезжей части – она помешает транспорту останавливаться. Участники группы предложили либо уводить маршрут за остановки, либо пустить его только по тротуару.
А велоактивист Иван Толкачев нашел оригинальный способ справиться с автомобилистами, которые станут парковаться на будущей велополосе.
– В Перми велосипедные дорожки и полосы ограждают резиновыми столбиками. На зиму столбики демонтируют, чтобы чистить снег. Машину такое ограждение не повредит, но помешает въезжать на полосу,– Без ограждений велополосы превратятся в еще одну бесплатную парковку, – согласился с ним один из активистов «ВелоВоронежа».
Участники поездки вспомнили и другой способ разделить автомобильные и велопотоки и тротуары. В Европе их просто размещают на разных уровнях. Однако для Воронежа такой метод слишком дорог.
Впрочем, и без того загруженную улицу Плехановскую от «Детского мира» до площади Заставы по плану велоактивистов оставят автомобилям. На этом участке чиновники и общественники проехали по тротуару. А вот мост над железнодорожными путями в начале Московского проспекта велорейд преодолел по проезжей части. Здесь ее правая полоса шире пяти метров. Этого более чем достаточно, чтобы в будущем отдать ее край велосипедистам.
После пересечения Московского проспекта и улицы Урицкого участники велоинспекции вернулись на тротуары. Возле главного корпуса Воронежского технического университета велорейд, продлившийся больше часа, завершился.
– Не знаю, буду ли я использовать велосипед для поездок в Северный микрорайон. Но мне очень нравится этот проект. Развитая велосипедная инфраструктура нужна городу. Она поможет развитию велоспорта,
По словам Игоря Титова, чиновники и велоактивисты будут исследовать участки планируемой велоинфраструктуры в течение двух недель. Итоги поездок рабочая группа передаст в мэрию.
– Изменения вступят в силу не сразу. Инфраструктуру внесут в текущий план. Велодорожки появятся постепенно. Например, новые велополосы, если их утвердят, включат в план обновления дорожной разметки, – пояснил Игорь Титов.